Состояние и перспективы развития педагогического образования в Кабардино-Балкарии

22.03.2022 в 09:20
1 просмотра
Состояние и перспективы развития педагогического образования в Кабардино-Балкарии

Эта тема стала предметом обсуждения на совместном выездном заседании Комитета Парламента КБР по образованию, науке и делам молодёжи и Комиссии Общественной палаты республики по образованию, науке, делам молодёжи и развитию добровольчества.

Разговор состоялся на площадке коворкинг-центра «Точка кипения» Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М Бербекова. Ему предшествовала ознакомительная экскурсия по педагогическому колледжу и институту педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования, позволившая составить представление о деятельности этих подразделений вуза.

В совещании приняли участие заместитель Председателя Парламента КБР Мурат Карданов, председатель профильного комитета законодательного органа Нина Емузова, министр просвещения, науки и по делам молодёжи республики Анзор Езаов, и.о. первого проректора КБГУ Вадим Лесев, депутаты Парламента, члены ОП КБР, представители министерств, муниципальных органов управления образованием, образовательных и общественных организаций.

Заседание открыла Н. Емузова, подчеркнув актуальность поднятых вопросов:

– Ранее на заседании Президиума Парламента рассматривалась роль КБГУ и в целом вузов в развитии республики. Тогда прозвучала одна из проблем – как будет дальше развиваться педагогический корпус.

Приветствуя собравшихся, М. Карданов отметил, что встреча позволит детально изучить вопросы подготовки высококвалифицированных педагогов и преодоления дефицита педагогических кадров, выработать конструктивные решения.

Основными докладчиками стали А. Езаов и В. Лесев.

Министр просвещения, науки и по делам молодёжи республики представил информацию о развитии системы профессионального роста педагогических работников, начав с некоторых статистических показателей. В текущем учебном году в общеобразовательных организациях работает 18391 человек, из них около 11 тысяч – педагогические работники, в том числе 7300 – учителя. Численность учителей в возрасте до 35 лет составляет 16 процентов, педагогический стаж до трёх лет имеют только семь процентов педагогов, более двадцати лет – 62 процента. Кадровый дефицит учителей в школах на начало текущего учебного года составил 65 ставок.

Учитывая рост количества обучающихся в республике, возрастной состав и планы по введению в эксплуатацию к 2025 году 18 школ общей мощностью почти 11,5 тыс. мест, по словам А. Езаова, к 2030 году общая потребность в учителях составит около 1700 человек – порядка 170 в год.

Докладчик сообщил о реализации в республике программ подготовки по педагогическим специальностям в вузах и учреждениях среднего профессионального образования, системе профессионального роста педагогических работников, центральным звеном которой является Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Минпросвещения КБР.

Отмечалось, что в условиях дефицита педагогических кадров в ряде сельских, малокомплектных школах учителя вынуждены проходить профессиональную переподготовку и преподавать другие предметы. За пятьсот часов идёт подготовка преподавателей сразу по трём дисциплинам – физике, математике и ИКТ, а также географии, биологии и химии. В такой ситуации, сделал упор министр, о качестве учебного процесса речи идти не может.

Были озвучены результаты диагностики профессиональных компетенций педагогов по математике, физике и химии. Средний процент выполнения работ по метапредметным и методическим компетенциям всеми участниками диагностики находится, как сказал Анзор Езаов, на недопустимо низком – ниже 50% – уровне.

Выступающий указал на ряд проблем в деятельности региональной системы профессионального роста педагогических работников. Среди них «сопротивление» определённой части педагогов и руководителей образовательных организаций обновлению форм обучения и воспитания; несовершенная система мотивации к участию в инновационной деятельности; неэффективное выполнение муниципальными методическими службами функций ресурсных центров развития муниципальной системы образования. Отдельно был назван вопрос нехватки учителей по дефицитным направлениям в малокомплектных школах.

В планах министерства – укрепить взаимодействие с вузами и учреждениями СПО в формировании запросов на подготовку педагогических кадров; уделить особое внимание вопросам формирования целевого набора по педагогическим специальностям; усилить подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации учителей, работающих в отдалённых малокомплектных школах; открыть профильные классы психолого-педагогической направленности в общеобразовательных учреждениях.

Как рассказал Вадим Лесев, КБГУ ведёт подготовку педагогических кадров в пяти институтах и педколледже, который входит в состав профильного института. В 2022 году количество выпускников вуза, прошедших обучение по образовательным программам с педагогической направленностью, составит 531 человек, что соответствует запросу экономики в этом секторе.

Сегодня вуз идёт навстречу работодателям и меняет образовательные программы с целью подготовки высококвалифицированных педагогов. Но здесь наблюдаются определённые сложности. Не все партнёры КБГУ готовы к активному взаимодействию в этой сфере.

Обратив внимание на подготовку кадров в рамках целевого приёма, представитель КБГУ отметил, что в процентном соотношении заполняемость целевых мест сокращается.

Вызывает озабоченность работа партнёров, заключивших договора о целевой подготовке кадров с университетом. Бывают ситуации, когда главы районных администраций отказывают выпускникам, несмотря на заключённые целевые договора в трудоустройстве, в связи с отсутствием вакантных мест.

В. Лесев назвал возможные меры по развитию педагогического образования:

– Нам необходимо разорвать порочный круг, когда недостаток педагогических работников в области математики, физики, химии, биологии, географии, информатики негативным образом сказывается на заинтересованности в освоении соответствующих предметов самих школьников, а это, в свою очередь, отражается на количестве желающих поступать на указанное направление подготовки.

На данном этапе, заметил и.о. первого проректора КБГУ, важную роль приобретает вопрос наличия программы развития педагогического образования республики, которая учитывала бы потребности отрасли в квалифицированных кадрах, отбор талантливой молодёжи из всех районов и их целевую подготовку по соответствующим направлениям.

Мнениями по вопросам развития педагогического образования поделились председатель профильной комиссии ОП КБР, член регионального отделения Всероссийского педагогического собрания Нина Байчекуева, член Комитета Парламента КБР по образованию, науке и делам молодёжи, директор средней школы №1 с. Аргудан Марита Халишхова, и.о. директора Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Артур Кажаров, директор Кабардино-Балкарского гуманитарно-технического колледжа

Барасби Абазов.

В ходе обсуждения были затронуты проблемы повышения качества преподавания общеобразовательных дисциплин в колледжах, уход учеников из школ после девятого класса и связанным с этим уменьшением количества выпускников одиннадцатых классов, патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Участники заседания говорили об отсутствии заинтересованности учителей в повышении квалификации, необходимости усиления профориентационной работы со школьниками, мерах по привлечению в школы учителей-мужчин, в частности, возможности предоставления им льгот, целесообразности создания лаборатории по исследованию проблем системы образования КБР.

По итогам заседания принят проект решения с рекомендациями в адрес заинтересованных структур.

Марьяна БЕЛГОРОКОВА


Читать также

< Назад к разделу
Наверх